Приветствуем всех читателей, которые так или иначе проявляют интерес к техническим достижениям гражданской авиации! В настоящее время актуальной становится тема оформления приобретаемых беспилотников – особый интерес вызывает регистрация квадрокоптера в 2021 году.
Как зарегистрировать квадрокоптер, есть ли тут подводные камни и трудности? Почему и за какие нарушения назначается административная ответственность? Какие модели подлежат обязательной регистрации дронов в России, а какие могут без нее обойтись? Какие документы необходимо собрать чтобы зарегистрировать дрон? Какой надо регистрировать дрон с камерой для получения разрешения на использование и съемку в других странах? Где можно, а где нельзя летать в соответствии с действующими ограничениями по закону?
На эти и другие вопросы мы будем искать ответы в нашем сегодняшнем материале. Информации по этой теме на просторах интернета, как правило, хватает, однако достаточно редко она представлена в исчерпывающем, структурированном варианте. Постараемся восполнить этот пробел и как можно более исчерпывающе осветить данный вопрос.
Нужно ли регистрировать квадрокоптер с камерой?
Очевидно, что мультикоптеры с камерой совершили значительный технологический прорыв в последние годы, что, безусловно хорошо с точки зрения научного прогресса. Однако есть у этой медали и другая сторона – меры безопасности. По началу даже паровые двигатели воспринимались, как адские механизмы. В свое время предлагалось ставить людей с красными флажками перед тем, как запускать автомобили для безопасности полетов.
А после инцидента с мультикоптером возле Белого дома правительство США всерьез озаботилось вопросом обязательной регистрации коптера. Очень быстро его актуальность дошла и до других государств мира, включая РФ.
Документальная часть Воздушный кодекс России размещена на официальном сайте по предоставлению правовых инфо-данных.
В соответствии с поправками БПЛА не подлежат обязательной процедуре госрегистрации, однако для запуска таких беспилотных агрегатов требуется лицензия на пилотирование. Разрешение на полеты квадрокоптера и на на управление им на определенных локациях должны выдавать местные госинстанции.
Вы имеете право эксплуатировать БПЛА, если являетесь обладателем моделей дронов следующих брендов:
- Syma
- Gopro Karma
- Yuneec
- DJI (Inspire, Mavic, Phantom 2,3,4)
- + Аналогичные модификации других производителей
Порядок госрегистрации квадрокоптеров в России в 2021 году
- Новости по госрегистрации (обновление): 5 июля 2017 (закон о квадрокоптерах)
Начиная с 05.07.17 года каждый произведенный и ввезенный на территорию России воздушный, беспилотный гражданский аппарат весом от 250 граммов до
-30 кг в обязательном порядке подлежит учету, в соответствии с установленным правительственным органом РФ порядком. Указанный порядок регистрации по состоянию на 04.07.17 правительственным органом РФ не принят.
- Обновление: 18 августа 2017
Как заявило представительство Минтранса учет БВС, организованный в требуемом порядке будет передан к утверждению в правительственный орган 11.17, после чего будет назначен оператор учетной системы. Им должна стать «Защита-Инфо-Транс» ФГУП. Предлагаемый порядок учета будет вестись в рамках единой госинформационной системы обеспечения безопасности транспорта. Для идентификации будут использованы радиочастотные метки, действующие в пределах 300 метрового радиуса.
Закон о госрегистрации, определяющий права использования коптеров, собрал множество негативных отзывов от людей, занятых в фото и видеопроизводством, в частности видеосъемкой с воздуха при помощи квадов. В начале июля 2016 года президентом РФ была подписана поправка, отменяющая обязательную регистрационную процедуру беспилотников, масса которых не достигает 30 кг.
Представительство «Защита-Инфо-Транс» выдвинуло новый способ зарегистрировать дроны с применением меток RFID – они крепятся к корпусу устройства и выполняют функцию трансподера.
Любой оператор считывающего устройства может в любой момент считать с него информацию о коптере. ФГУП планирует сделать возможной подачу заявки при помощи сети интернет, что обойдется пользователям в сумму до 500 руб.
В настоящее время определенного заявительного бланка не предусмотрено, а потому владельцы авиатехники должны предоставлять техданные о своем устройстве вместе с наименованием модификации, указанием компании-производителя, серийного номера и другими регистрационными параметрами. После подачи заявления на госрегистрацию беспилотник получит свою RFID-метку, которая будет установлена на корпус устройства. Владельцу же выдадут соответствующую документацию. Поставить устройство на учет и согласовать все соответствующим образом нужно будет также в ФСБ.
Вот полный список документов, регламентирующих пилотирование мультикоптеров:
- Воздушный кодекс Российской Федерации
- УК, статья 271.1 ФЗ
- АКРФ, статья 11.4 (Нарушение правил эксплуатации российского воздушного пространства)
- Правила эксплуатации воздушного пространства РФ федерального уровня
Обновление от 31.08.2019
С сентября 2019-го года владельцы ВСЕХ дронов (даже игрушек) с массой от 250 грамм до 30 кг обязаны поставить на учет свои БПЛА в течение 10 дней с момента покупки.
Прочитайте нашу статью: о регистрации квадрокоптера через госуслуги и ознакомьтесь с полным перечнем документов, необходимых для предоставления государственной услуги
Регистрировать нужно все модели, в том числе купленные зарубежом (исключение только для иностранцев, приезжающих на небольшой срок). Еще нюансы:
- Если у вас украли зарегистрированный дрон вы обязаны заявить об этом в Росавивцию.
- При постановке на учет нужно предъявить: Фото дрона, СНИЛС, паспорт, адрес, телефон, email. Для юрлиц — ИНН и Регномер.
- Регистрировать БПЛА нужно будет по почте, либо через портал госуслуг. (необходимые документы)
Тем кто не поставит на учет будет выписан штраф 2-5 000 рублей физлицам за нарушение правил использования воздушного пространства, 25-30 000 должностным лицам и 250-300 000 юрлицам (либо приостановка деятельности на 90 дней).
Документы к разрешению на полеты
Чтобы оформить разрешительную документацию на эксплуатацию своего квада, вам, как его владельцу, предстоит пройти следующие этапы:
- Оформить соответствующую заявку в Росавиации, после рассмотрения которой вам выдадут разрешение на съемку (заявка может быть отклонена)
- Прежде чем приступить к использованию аппарата, нужно предоставить госорганам маршрут
- За несколько часов до старта вам необходимо будет оповестить диспетчера о планирующемся старте
- При взлете и посадке каждое действие должно быть оговорено с диспетчером
Сложности регистрационного процесса
Безусловно, любая бюрократическая процедура вызывает те или иные сложности. Не исключением является и регистрация квадрокоптера в России. В первую очередь вам понадобится запастись терпением на оформление требуемой документации на пилотирование. Иной раз не лишним будет заручиться профессиональной юридической поддержкой.
Отдельную сложность представляет собой необходимость проходить данную процедуру в ФСБ. Здесь нужно сообщать те же данные, что и в процессе госрегистрации. Однако в отличие от последнего варианта регистрироваться в онлайн-режиме вы не сможете. Вам придется приезжать в Москву и посещать Росавиацию.
Тут у вас на руках уже должен быть сертификат на беспилотник. Но выполнить это требование, по сути, невозможно, так как дроны в настоящее время не проходят сертификацию. Одним из неприятнейших моментов для российских дрономанов можно считать необходимость предоставлять информацию о маршрутах заблаговременно.
Правила безопасности полетов
Во время полетной съемки каждому пилоту рекомендуется придерживаться целого свода правил, приведенных ниже:
- Нежелательно совершать перелеты в местах большого скопления людей. При неправильном управлении можно нанести травмы окружающим. Лучше всего проводить планирование за городом, в максимально безопасных условиях для пилота и окружающих
Ознакомьтесь с тем как: Как запускать квадрокоптер в городе с электромагнитными помехами
- Запускать мультикоптер над зоной охраняемого объекта, включая военные базы и полигоны не следует
- Опасными являются подъемы аппарата на высоту более 150 метров. Многие модификации дронов оснащены специальным ПО, которое лимитирует возможную полетную высоту и скорость
Где нельзя летать на коптере или дроне?
Категорически запрещается/нельзя летать на коптере над стратегическими и военными объектами государственного значения.
Также не допускается планирование дрона над охраняемыми частными территориями и крупными производственными постройками.
В базовых правилах использования коптера и безопасности отмечен пункт, в котором говорится о возможном ограничении на зоны для полетов в местах скопления большого количества людей.
Не допускается использование такой беспилотной техники вблизи высоковольтных линий электропередач.
Как получить разрешение на полеты?
Для получения такого разрешения на квадрокоптер на территории РФ вам предстоит собрать следующий пакет документов:
- Документ, удостоверяющий летную годность
- Доступ к эксплуатации ВП
- Удостоверение правомерности управления БПЛА
Что касается доступа к ведению съемки с мультикоптера, то его получение обязательно. Если его нет, проводить съемку вам запрещено. При нарушении этого пункта вам может быть назначен штраф в размере 3-50 тыс. руб. в качестве наказания – правовых последствий в настоящий момент, кроме штрафных санкций, в этом случае не предусмотрено.
Регистрация дронов в других странах
Вышеупомянутые США перевели вопрос об эксплуатации мультикоптеров в правовое поле намного раньше, чем это было сделано в России. По тамошним законам разрешительный документ необходимо получать владельцам гражданских воздушных судов с массой 0,50 – 55 фунтов.
Согласно процедуре, заявителю нужно отправить полные контактные данные, включая имя и фамилию, а также контакты по e-mail. Эта информация вносится в базу данных, после чего владелец получает личный номер на свое устройство. С этим номером заявитель получает регистрационные данные в ответном электронном письме. Приобретаемые в дальнейшем квады будут закреплены за полученным номером владельца. Процедура обходится заявителю в 5 долларов.
В Канаде разрешают запуск беспилотников на высоту до 90 метров, а в странах Евросоюза ограничения на планирование не подкреплено едиными нормативами – в каждой стране установлен собственный порядок.
Материал оказался полезным? Подпишитесь на циклы наших статей и обзоров современных БПЛА. Пригласите к подписке друзей и знакомых, чтобы вместе с ними следить за актуальными событиями и трендами в этой сфере. Удачных стартов!
Прочитайте больше информации о регистрации: Правила учета беспилотных гражданских воздушных судов вступивших в силу с 27 сентября 2019г.
А интересно как зарегистрировать машинку на пуль управлении?
«Штраф за незарегистрированный дрон» это незаконно, в законе ответственность только за «нарушение правил использования воздушного пространства», если вы не запускаете дрон, вы не используете воздушное пространство.
И если запускаете ниже 150 м, то не нарушаете «правила использования воздушного пространства».
Иметь в собственности дрон и запускать его в воздушное пространство — это абсолютно разные юридические действия.
Вы можете купить но не регистрировать автомобиль, за это не штрафуют, но не можете ездить на незарегистрированном автомобиле, тогда вас гаишник оштрафует.