Пошаговый гайд для новичков: как управлять радиоуправляемым вертолетом?

Здравствуйте, наши уважаемые читатели. Начинающие пилоты зачастую имеют слабое представление о том, как управлять радиоуправляемым вертолетом. Ошибки в пилотировании приводят к падениям, столкновениям и иным неприятным для летательного аппарата последствиям. Действительно, управлять вертолетом сложнее по сравнению с квадрокоптером. Необходимо иметь хотя бы общие теоретические знания, чтобы отдавать правильные команды.

Подготовка к полету и настройка вертолета

Хотя большинство моделей вертолетов на радиоуправлении продаются в комплектации RTF (то есть в собранном виде), не торопитесь с запуском. Как минимум, необходимо зарядить аккумулятор, соединиться с пультом и выполнить калибровку сервопривода. Совершенно не лишней окажется и корректировка рысканья.

Подключение пульта к модели выполняется в следующей последовательности:

  • Включаем пульт управления
  • Вставляем аккумулятор в вертолет
  • Соединяем оба устройства

Калибровка сервопривода проводится следующим образом:

  • Вертолет ставим на горизонтальную поверхность и соединяем его с аппаратурой управления
  • Обращаем внимание на диск сервопривода. Он должен быть параллелен поверхности
  • Если диск не параллелен, производим его корректировку триммером тангажа

Корректировку рысканья следует проводить так:

  • Вертолет ставим на горизонтальную поверхность и соединяем его с пультом управления
  • Скорость вращения несущего винта плавно увеличиваем с помощью стика управления скоростью до начала смещения модели, но не допускаем ее взлета
  • При развитии вращения фюзеляжа по часовой стрелке, вращаем регулятор триммера корректировки против часовой стрелки до тех пор, пока вертолет не перестанет поворачиваться
  • При развитии вращения фюзеляжа против часовой стрелки, регулятор триммера корректировки следует поворачивать по часовой стрелке до тех пор, пока беспилотник не перестанет вращаться

Не лишним будет освоить управление газом, заодно потренировавшись в посадке летательного аппарата.

Для этого:

  • Берем модель за шасси и плавно прибавляем и уменьшаем газ. Так вы получите представление о возникающей подъемной силе
  • Устанавливаем беспилотник на горизонтальную поверхность и плавно отклоняем стик, добавляя газ. Набираем высоту, после чего так же плавно приземляемся

Освоиться с управлением моделями вертолетов могут симуляторы. Они очень точно моделируют основные ситуации.

Основы управления вертолетом

Хотя речь идет о моделях на радиоуправлении, к ним применимы принципы управления настоящими вертолетами.

Мы рассмотрим основные понятия, расскажем, какие силы оказывают влияние на летательный аппарат и как они распределяются в разных режимах полета. Теория поможет вам быстрее освоить управление, и вы поймете, почему вертолет ведет себя так, а не иначе.

Эффект земли

Так называемый эффект земли можно наблюдать при зависании вертолета над поверхностью на высоте, несколько меньшей диаметра основного ротора.

Создаваемая лопастями ротора скорость воздушного потока не способна достигнуть максимальных значений из-за небольшого расстояния модели до поверхности. Летательный аппарат оказывается над своеобразным пузырем, созданным воздухом высокого давления.

Настоящие вертолеты при возникновении эффекта земли теряют устойчивость. Поведение аппарата можно сравнить с поведением человека, оказавшегося на большом шаре. Модели также могут испытывать проблемы с устойчивостью, находясь на небольшом удалении от поверхности, однако однозначного мнения на этот счет нет. Некоторые моделисты утверждают, что ничего подобного не наблюдали, либо эффект был слабо выражен.

Большое значение имеет ветер. Если он сильный, то воздух высокого давления выдувается из-под вертолета, и влияние эффекта заметно уменьшается.

Подъем и снижение

При зависании вертолета над землей, подъемная сила, развиваемая лопастями ротора, равняется весу летательного аппарата. Для того, чтобы беспилотник поднялся выше, необходимо увеличить подъемную силу, то есть она должна стать больше веса. Для снижения подъемную силу нужно уменьшить.

Скорость подъема зависит от разницы между подъемной силой, развиваемой несущим винтом на максимальной мощности, и силой тяжести. Чем значительнее разница, тем быстрее поднимается летательный аппарат.

Для взлета всегда рекомендуется выбирать горизонтальную поверхность. Все дело в том, что при подъеме с наклонной поверхности, диск вращения ротора также наклоняется, а подъемная сила разделяется на две составляющие: горизонтальную и вертикальную. Соответственно, горизонтальная составляющая силы будет перемещать модель в сторону наклона поверхности сразу после взлета.

Для того, чтобы избежать дрейфа, следует находить для взлета ровную поверхность. Если же такой возможности нет, тогда диск ротора нужно наклонить в обратную углу наклона сторону, чтобы все-таки обеспечить вертикальный взлет. При этом ручку управления автоматом перекоса следует перед отрывом переместить вправо, и сразу после отрыва от земли вернуть в нейтральное положение.

Висение

При зависании модели на радиоуправлении в воздухе, подъемная сила основного винта равна силе веса вертолета. Беспилотник не опускается и не поднимается, оставаясь в одной горизонтальной плоскости. Так как изменить в полете вес модели мы не в силах, нам остается управлять силой тяги (подъемной силой).

Управление подъемной силой возможно через:

  • Изменение общего шага (угла установки лопастей)
  • Изменение количества оборотов

Соответственно, есть две модели. В первой управление тягой реализовано через изменение угла установки лопастей. Это модель с общим шагом.

Вторая модель, с фиксированным шагом, предполагает, что угол остается неизменным, а изменить тягу винта можно через регулирование количества оборотов.

Перемещение по горизонту и разворот

Разложив общий вектор подъемной силы несущего винта на составляющие, мы увидим, что он определяется суммой векторов тяги задней и передней лопасти. Оба этих вектора могут изменяться в зависимости от того, где находятся лопасти относительно продольной оси. Это дает нам возможность управлять вертолетом в горизонтальной плоскости.

Подъемная сила, образуемая задней частью диска вращения, оказывается выше, чем сила передней части. В результате, нос опускается, тогда как хвостовая балка поднимается. Модель двигается вперед.

При движении вперед подъемная сила (вернее, ее вертикальная составляющая) по-прежнему равняется весу аппарата. Что касается горизонтальной составляющей, то ее увеличение или уменьшение определяет величину тягу в горизонтальном направлении.

Управление направлением полета в горизонтальной плоскости осуществляется с помощью ручки перекоса. Ее можно передвинуть вперед, и аппарат перекоса наклонится вперед (нос опустится). Для выравнивания автомата нужно вернуть ручку в нейтральное положение. Наклонив ручку назад, вы наклоняете аппарат назад (нос поднимается).

Для того, чтобы выполнить разворот, модель необходимо накренить. Предположим, что мы хотим развернуть летательный аппарат вправо. Вектор силы веса по-прежнему остается перпендикулярным земле, тогда как вектор подъемной силы перпендикулярен диску вращения и наклонен вправо по отношению к горизонтальной поверхности на некий угол. В результате, вертикальная составляющая вектора подъемной силы все также противодействует силе веса, а горизонтальная составляющая начинает толкать модель вправо, тем самым разворачивая ее.

Так как беспилотник выполняет поворот, будучи наклоненным в одну из сторон, значение вертикальной составляющей вектора силы уменьшается и становится меньше веса, зато появляется горизонтальная составляющая. При этом вес аппарата остается неизменным. Если все оставить, как есть, то при каждом повороте вертолет будет снижаться, что нас вряд ли устраивает, если мы хотим оставаться в одной горизонтальной плоскости.

Следовательно, нам необходимо увеличить подъемную силу с помощью ручки управления тангажем. Нужно переместить нос вверх, чтобы сделать больше угол атаки несущего винта.

Крен и боковое перемещение

Изменением подъемной силы разных сторон ротора мы управляем креном вертолета влево или вправо. Для совершения крена необходимо переместить ручку управления аппаратом перекоса влево или вправо. Аппарат начнет наклоняться, и вместе с ним будет совершать крен и модель.

Гироскопическая прецессия

Ротор вертолета по своему поведению похож на гироскоп, и это означает, что ему присуща гироскопическая прецессия.

Из-за этого явления лопасть с уменьшенным шагом и лопасть с возросшим шагом окажутся на минимальном и максимальном отклонении от горизонтальной плоскости, сделав поворот на 90 градусов.

Когда лопасть оказывается перпендикулярно продольной оси летательного аппарата над хвостовой балкой, она демонстрирует максимальный взмах и тягу. В этот момент устанавливается максимальный шаг, что позволяет выполнить наклон модели вперед.

Подъемная сила при косом обтекании

При горизонтальном полете подъемная сила становится больше благодаря увеличению скорости воздушного потока и увеличению количества воздуха, проходящего через пропеллеры.

При перемещении беспилотника в горизонтальной плоскости, возникает дополнительная подъемная сила при так называемом косом обтекании. И она зависит от горизонтальной скорости модели. Чем быстрее летит вертолет, тем существеннее сила. Ее легко распознать, так как происходит заметное улучшение летных характеристик.

Сила от перемещения возникает и при зависании на одном месте при условии, что дует ветер. Можно уменьшить мощность двигателя, тем самым сэкономив заряд батареи. Впрочем, если ветер порывистый, управление летательным аппаратом усложнится, так как придется постоянно компенсировать то возрастающую, то уменьшающуюся силу. По этой причине висение в воздухе лучше выполнять либо в полный штиль, либо при устойчивом ветре.

Авторотация

Под авторотацией понимается полет с остановленным двигателем. Вращение ротора вертолета происходит по инерции и благодаря действию воздуха, дополнительно раскручивающего лопасти при снижении модели.

При включенном двигателе воздушный поток оказывается нисходящим. Если же движок выключается в полете, снижение происходит с авторотацией, а воздушный поток становится восходящим.

Воздух переводит лопасти на отрицательный шаг, ротор продолжает вращение, и вертолет сможет совершить управляемое снижение и приземлиться.

Не все модели могут обладать способностью к авторотации. Для этого в системе ротора должна быть установлена обгонная муфта, позволяющая лопастям свободно вращаться после остановки мотора. Возможность авторотации не является обязательной для летательных аппаратов. Однако в случаях, когда главный двигатель внезапно отказывает, ротор без авторотации останавливается, и приземление происходит жестко, зачастую с повреждениями. Стремительная потеря высоты и быстрое снижение могут привести к печальным последствиям.

Рысканье

Под рысканием понимаются угловые движения модели относительно вертикальной оси. Упрощенно говоря, это повороты корпуса влево или вправо в горизонтальной плоскости.

Одной из причин того, почему для вертолетов на радиоуправлении рекомендуются специальные пульты, как раз и является возможность быстро компенсировать рысканье. Можно использовать и стандартную аппаратуру от квадрокоптеров или самолетов, однако вам придется вручную управлять скоростью вращения лопастей хвостового ротора, чтобы удерживать нос летательного аппарата прямо.

В обычных пультах такой возможности нет, поэтому каждый раз, когда вы будете поднимать или опускать вертолет, вам придется вручную увеличивать или уменьшать тягу хвостового ротора, чтобы компенсировать увеличение или уменьшение реактивного момента. Это не очень удобно, хотя и не смертельно. В пультах для вертолетов все гораздо удобнее. Есть ручка управления тангажом, ручка управления дросселем, кнопки для снижения и для подъема.

Как избежать аварий и частые проблемы

У начинающих пилотов первые запуски обычно завершаются или падением, или не самым мягким приземлением. Как правило, летательные аппараты успешно переживают жесткую посадку благодаря прочному корпусу и раме, однако у любой техники есть предел.

Очередная авария вполне может завершиться походом за запчастями или даже за новым вертолетом. Именно поэтому так важно научиться правильно им управлять.

Не взлетает

Вертолет может не взлетать по нескольким причинам. В первую очередь проверяется аккумулятор. Если он разряжен, у двигателя не хватит мощности, чтобы поднять летательный аппарат в воздух. Большие радиоуправляемые модели в этом отношении особенно чувствительны, так как их двигателям нужно много энергии для взлета.

Еще одной причиной того, почему модель не может взлететь, являются изношенные шестерни в системе привода. Внимательно осмотрите систему, и, если такие шестерни обнаружатся, замените их.

Крутится на месте

Бывает и так, что лопасти вращаются с необходимой скоростью, но вертолет не взлетает, крутится на одном месте, заносится в сторону. Скорее всего, с двигателем и регуляторами хода все нормально, а причина в неисправности главного вала. Обычно вал получает повреждения в результате падения или столкновения.

На этом пока все, не забывайте подписываться на наши статьи и делитесь полезными материалами в социальных сетях. До новых встреч.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector