Чего ожидать от пассажирского дрона
Приветствуем вас, уважаемые любители БПЛА. Идею создания воздушного такси вряд ли можно назвать свежей. Об этом много говорили фантасты, но никаких заметных прорывов не происходило.
Сложность создания летательного аппарата ставила под сомнение целесообразность его проектирования, разработки и введения в эксплуатацию. Считалось, что такое воздушное такси окажется очень дорогим в производстве, и не сможет стать массовым средством передвижения. Ehang 184, похоже, готов переписать историю, заодно создав новый класс беспилотных летательных аппаратов, способных перевозить людей.
Преимущества воздушного такси
Создание беспилотника для транспортировки людей не в последнюю очередь стало возможным благодаря активному развитию квадрокоптеров. Коптеры уже давно вышли за рамки любительских аппаратов, и ныне широко используются в самых разных отраслях. Профессиональные модели способны проводить в воздухе многие минуты и даже часы, отличаются высокой надежностью, оснащены всевозможными датчиками и сенсорами, автопилотом и обладают хорошей грузоподъемностью.
Конечно, одно дело, когда дрон несет полезный груз, и совсем другое, когда объектом перевозки является человек. Требования к безопасности возрастают многократно. Скептики утверждают, что проще использовать вертолет.
Но при всех очевидных преимуществах вертолетов, они не способны стать альтернативой такси. Им нужна специально оборудованная площадка для взлета, маршрут перелета должен быть согласован с диспетчером, за штурвалом необходимо присутствие квалифицированного пилота. Если вертолет и можно рассматривать как воздушное такси, то только для очень состоятельных людей. Дрон Еханг позиционируется как средство передвижения, доступное (в перспективе) широкому кругу клиентов. И, что немаловажно, квадрокоптер не требует присутствия пилота.
История
Впервые квадрокоптер Ehang был представлен публике в рамках выставки CES, прошедшей в 2016 году в Лас-Вегасе. Модель сразу привлекла внимание своими необычно большими, как для дрона, габаритами. Китайская компания Ehang, спроектировавшая аппарат, сообщила о создании первого в мире пассажирского коптера.
На тот момент конкурентов у дрона Еханг не было. Остальные производители представили свои прототипы пассажирских дронов позже. Несмотря на интерес, который вызвал летательный аппарат, оставалось неясным, будет ли он массово производиться или так и останется на уровне экспериментальной модели.
В течение нескольких месяцев не было новых пресс-релизов от компании Ehang, но в начале 2017-го новостные агентства сообщили об интересе к пассажирскому дрону со стороны властей Дубая. Также было опубликовано видео, на котором демонстрируется полет коптера.
В Управлении дорог и транспорта Дубая решили развивать сервис летающих такси. Дрон Еханг стал одним из главных претендентов на роль беспилотного такси, наряду с немецким Volocopter 2X. Пока речь идет о тестовых полетах, но, если испытания пройдут нормально, можно ожидать начала коммерческой эксплуатации Ehang.
Технические характеристики
Если говорить упрощенно, то беспилотник представляет собой большой квадрокоптер. На его четырех лучах установлены мощные электродвигатели, а посередине расположена пассажирская капсула.
В кабине нет ничего, что напоминало бы привычный центр управления. Нет ни штурвала, ни приборной панели, ни джойстика, ни рычагов, ни кнопок. Перед пассажирским креслом располагается 12 дюймовый монитор, и именно он является управляющим органом. Дрон способен перевозить только одного человека, а его грузоподъемность составляет 100 килограмм. Возможно, в будущем появятся модели, рассчитанные на большую массу.
С помощью монитора пассажир настраивает параметры перелета, задавая пункт прибытия. Впоследствии можно внести коррективы в маршрут и изменить место посадки. Однако никакого участия в процессе управления летательным аппаратом человек не принимает. Квадрокоптер самостоятельно совершает перелет в соответствии с заданным маршрутом.
Основные характеристики дрона следующие:
- Размеры 866 х 3899 х 1447мм
- Вес 200 кг
- Грузоподъемность 100 кг (есть небольшой отсек для багажа)
- 8 электродвигателей общей мощностью 142 л.с.
- 8 пропеллеров
- Крейсерская скорость 100 км/ч
- Максимальная высота полета 3.5 км
- Дальность полета на одном заряде до 16 км
- Время полета 23 минуты
- Время зарядки аккумуляторов до 4 часов
- Потребляемая мощность 14.4 кВт*ч
Производитель не предоставляет сведений о максимальной скорости полета, но, очевидно, она в любом случае будет регулироваться автоматикой, и пассажир не сможет ускорить аппарат.
Помимо дисплея, установленного в кабине, задать параметры перелета можно и с помощью обычного смартфона. Приложение, используемое для установки маршрута, специально сделано максимально простым. Взлет и приземление осуществляются по нажатию на соответствующие клавиши. Пассажир может одним кликом добавлять или убирать точки маршрута и включать подсветку. Производитель обещает максимально точное приземление с использованием установленной на корпусе отдельной камеры для позиционирования.
Безопасность
Использование 8 электродвигателей (по 2 на каждом луче), позволяет дрону сохранять полную функциональность даже при отказе одного или нескольких моторов. Тоже самое касается системы питания. Неисправность одной из батарей никак не скажется на безопасности перелета.
В случае, если один из компонентов квадрокоптера работает неправильно или не работает, система безопасности незамедлительно посадит летательный аппарат в ближайшем доступном районе. Дрон оснащен большим количеством датчиков и сенсоров и непрерывно передает данные в центральный пункт мониторинга. Все беспроводные соединения защищены, поэтому вмешаться в работу коптера извне практически невозможно.
Пока сложно сказать, каким окажется будущее воздушного такси. Некоторые эксперты полагают, что использование схемы расположения винтов на уровне центра масс является рискованным решением. В частности, увеличивается вероятность того, что аппарат может быть перевернут сильным ветром. В целях безопасности было бы правильнее использовать схему с винтами над центром масс. Есть предложения предоставить возможность пассажиру брать на себя управление в экстренных ситуациях.
Впрочем, до тех пор, пока не будут проведены полномасштабные летные испытания, говорить об ошибках в проектировании преждевременно. Однако в небе над Дубаем беспилотники Ehang уже летают.